- Монумент
-
МОНУМЕ́НТ (от лат. monumentum, от moneo — напоминаю) — памятник, архитектурно-скульпт. сооружение в честь ист. лица или события. М. рассчитан на обозрение его большим кол-вом людей и играет важнейшую роль в орг-ции окруж. пространства; является, как правило, объемно-пространств. и смысловой доминантой архит. комплекса. В доист. времена роль М. выполняли погреб. сооружения — курганы и мегалиты, хотя в них погребальные или культовые функции преобладали над мемориальными. Осн. композиц. типы М. были созданы в античности: портретные или аллегор. статуи и скульпт. группы, конные статуи (статуя имп. Марка Аврелия, бр., 161—181, Рим), триумф. арки и колонны (колонна Траяна, 111—113, Рим, арх. Аполлодор), стелы. Первонач. размещаемые на свящ. участках, М., начиная с 6 в. до н. э., внедряются в ткань гор. застройки. Др.-рим. архитектура делает М. (особенно триумф. арки и колонны) важным композиц. эл-том пространства площади — форума. Для ср.-век. европ. архитектуры хар-на традиция установки крестов, отмечающих памятные места. В зап.-христ. странах возникает обычай создавать скульпт. изображения донаторов — заказчиков храма. В христ. мире традиц. было увековечение важнейших событий путем заложения храма: храм Василия Блаженного (Покровский собор, что на рву), 1555—60, Москва, арх. Барма и Постник — заложен в память о победе над Казанским ханством, 1552. В эпоху Ренессанса возрождается др.-рим. традиция светских М. (конная статуя кондотьера Гаттамелаты, 1447—53, Падуя, скульпт. Донателло). Арх. и скульпторы маньеризма, барокко, классицизма вносят в эту традицию торжественность и репрезентативность. Создаются многочисл. М. в честь монархов, полководцев и т. п. (конный М. Петру I Великому, 1768—78, уст. 1782, СПб., скульпт. Э. Фальконе). Ампир возрождает др. антич. традицию — создание монум. комплексов в честь воен. побед: Александровская колонна, 1830—34, СПб., арх. А. Монферран — воздвигнута в честь имп. Александра I и его победы в войне с Франц. империей (1812—14). В 19 в. появляются многочисл. М. в честь крупных обществ. деятелей, писателей, поэтов и т. п. (пам. И. Крылову, 1848—55, СПб., скульпт. П. Клодт; пам. А. Пушкину, 1880, Москва, скульпт. А. Опекушин). Происходит постеп. обособление М. из арх. ансамбля, вместе с тем увеличивается психол. конкретность образа. Рубеж 19—20 вв. в Европе отмечен созданием ряда значит. М. в честь выдающ. гос. деятелей. По хар-ру арх. исполнения они м. б. отнесены к двум крупнейшим стилям этого времени — эклектике и ар нуво (в России — стиль "модерн") (пам. Виктору-Эммануилу II, королю Италии, 1885—1911, Рим, арх. Д. Саккони). В эпоху Александра III в России возрождается интерес к древним худож. формам, эстетика рус. средневековья (храм Воскресения Христова, 1883—1907, СПб., арх. А. Парланд, М. Макаров). В 20 в. появляется соверш. новая идея мемор. комплексов — память о жертвах войн. Эти М. отличаются экспрессивностью форм, символикой, обобщенностью образов ("Разрушенный город", Роттердам, 1953, скульпт. О. Цадкин). В целом же мировая практика создания М. в 20 в. определяется тяготением к использованию неизобразит. форм, лаконичной, укрупненной пластики, неожид. ракурсов пластич. масс, нетрадиц. мат-лов.
Создание М. в России после рев-ции 1917 становится делом сугубо гос.; первые крупные М.: Марсово поле (Пг., 1918, арх. Л. Руднев, посв. павшим за рев-цию рабочим и деятелям сов. гос-ва) и Мавзолей В. И. Ленина (Москва, 1924, арх. А. Щусев), в к-рых нашли отражение идеи конструктивизма. Значит. увеличивается стр-во М. после Вел. Отеч. войны. Используются разнообр. виды иск-ва, формы, мат-лы, док. реалии. М. возводятся как на терр. СССР, так и за его пределами. На протяжении 60-х гг. постеп. усиливается тенденция гигантомании, снижается уровень худож. осмысления темы. В 70—80-х гг. меняется интонац. строй М., появляются жанровые мотивы, уменьшается масштаб размеров. Наиб. значительные М. 40—80-х гг.: Воинам Сов. армии в Трептов-парке (Берлин, 1946—49, скульпт. Е. Вучетич, арх. Я. Белопольский), Пискаревское кладбище (Ленинград, 1960, скульпт. В. Исаева и др., арх. Е. Левинсон, А. Васильев), Мамаев курган (Волгоград, 1967, скульпт. Вучетич, арх. Белопольский), Пам. защитникам Ленинграда (1975, скульпт. М. Аникушин, арх. С. Сперанский), "Реквием" (Москва, 1967—70, скульпт. Д. Митленский) и др.
Монумент-памятник В. В. Маяковскому в Москве. Скульптор А. П. Кибальников

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.